ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ

города Хабаровск

Отчет о проведении  мониторинга и оценки качества финансового менеджмента осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств городского округа «Город Хабаровск» по итогам деятельности за 2017 год

 

Финансовым департаментом администрации города Хабаровска в целях оценки эффективности расходов бюджета города и качества управления бюджетными средствами проведен мониторинг качества финансового менеджмента.

Качество финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств оценивалось в соответствии с требованиями постановления администрации города Хабаровска от 22.01.2014 № 166 «О проведении мониторинга и оценки качества финансового менеджмента».

В целях корректного проведения мониторинга качества финансового менеджмента главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета  (далее - ГРБС) поделены на две группы: к первой группе отнесены ГРБС, имеющие подведомственные учреждения, ко второй группе – ГРБС, не имеющие подведомственных учреждений. В 2017 году для оценки качества, на основании приказа министерства финансов Хабаровского края от 28.12.2011 № 198П «Об утверждении порядка осуществления мониторинга эффективности управления муниципальными финансами и методики оценки качества управления муниципальными финансами в Хабаровском крае» были добавлены три ГРБС: Контрольно-счетная палата, Хабаровская городская Дума и финансовый департамент администрации города.

Для оценки качества финансового менеджмента ГРБС использовались сводная бюджетная роспись, отчет об исполнении бюджета города за 2017 год,  результаты проведенных в течение 2017 года контрольно-ревизионных мероприятий, заключение контрольно-счетной палаты города Хабаровска на отчет об исполнении бюджета городского округа за 2017 год, аналитические отчеты, формируемые в программном комплексе «Бюджет-КС»  а так же данные, представленные главными распорядителями бюджетных средств.

 

       Критерии оценки качества финансового менеджмента:

 

  1. Качество бюджетного планирования.    
  2. Качество исполнение бюджета.
  3. Использование инструментов повышения эффективности расходов.
  4. Состояние, ведение учета и отчетности.
  5. Контроль и аудит.
  6. Прозрачность бюджетного процесса.

 

Результаты проведённой Оценки:

 

  1.  сформирован рейтинг ГРБС в зависимости от достигнутого качества финансового менеджмента;
  2.  проведён расчет среднего значения Оценки, полученной всеми главными распорядителями, главными администраторами по каждому из направлений индикаторов мониторинга;
  3.  определены ГРБС, имеющие по оцениваемому показателю индикатора мониторинга неудовлетворительные результаты;
  4.  выявлены проблемные показатели по каждому из ГРБС;
  5.  проведен анализ полученных результатов Оценки в разрезе показателей;
  6.  сформулированы рекомендации по повышению качества финансового менеджмента ГРБС.

 

Рейтинг ГРБС по результатам проведенной Оценки качества:

 

I место – Управление информационных технологий (98,19  балла).  Данное структурное подразделение заслуженно стало лидером в рейтинге качества финансового менеджмента: на протяжении четырех последних лет управление занимает I место.

II-е место заняло Управление культуры (94,75 балла), что говорит о планомерном повышении качества финансового менеджмента в сравнении с предыдущим годом (по итогам 2015 года – VIII-е место с оценкой в 80,10 балла,2016 год - III место с оценкой 86,35 балла).  

III-е место занимает Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (92,95 балла), которое значительно улучшило свой результат с XI места, занимаемого им в 2016 году c показателем 70,24 балла.

Во второй группе ГРБС лидирует Комитет  администрации по управлению Железнодорожным районом (98,85 балла), на II-ом месте с незначительным отрывом  – Контрольно-счетная палата (97,09 балла), Комитет  администрации по управлению Краснофлотским районом – III-е место (96,56 балла).

Результаты проведенной оценки качества финансового менеджмента ГРБС по итогам работы в 2017 году представлены в приложении № 1.

Исходя из сравнительного анализа средних значений оценки качества финансового менеджмента ГРБС по направлениям индикаторов мониторинга за 2016 – 2017 годыможно сделать вывод, что качество финансового менеджмента ГРБС повысилось. Так, среднее значение Оценки по ГРБС, отнесённых к первой группе, повысилось на 9,19 балла, по ГРБС второй группы на 12,23 балла. Результаты сравнительного анализа значений Оценки по итогам 2016 и 2017 годов представлены в приложении № 2 и приложении №3 к настоящему письму.

Незначительное снижение средних показателей по некоторым направлениям по второй группе ГРБС объясняется проведенной оценкой прозрачности бюджетного процесса, ранее не оцениваемой в этой группе, вследствие  чего произошло перераспределение баллов с других направлений.

Необходимо отметить, что в первой группе 7  ГРБС из 13 имеют оценку ниже средней, установленной как 88,63 балла, во второй группе 5 ГРБС из 10, со средней оценкой 94,20 балла, что в целом объясняется недостаточным качеством организации бюджетного процесса на их уровне, а так же недостаточным использованием инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

По результатам расчёта среднего значения Оценки по каждому направлению индикаторов мониторинга определены ГРБС, имеющие неудовлетворительные оценки.

1. В направлении «Качество бюджетного планирования» оценки ниже среднего значения получили: управление транспорта, управление образования, департамент муниципальной собственности, управление делами, департамент архитектуры, строительства и землепользования, управление дорог и внешнего благоустройства, управление физической культуры и спорта а так же управление социальной работы с населением, комитет администрации по управлению Центральными районом, финансовый департамент, управление административно-технического контроля, управление энергообеспечения топлива, инженерных коммуникаций.

Основным фактором неудовлетворительных оценок является высокий процент отклонения фактического объёма доходов от прогнозируемого, то есть низкое качество планирования главными администраторами поступленийненалоговых доходов в бюджет города, а так же низкое качество составления прогнозных показателей исполнения бюджетных обязательств. Так, в 2017 году, ГРБСами было произведено перемещений бюджетных ассигнований в количестве 289 (без учета межбюджетных трансфертов). А так же отмечается высокий процент отклонения утвержденного объёма ассигнований на реализацию муниципальных программ на отчетный финансовый год от первоначального плана вследствии

2. В направлении «Качество исполнения бюджета» оценки ниже среднего значения получили управление по делам молодежи и социальным вопросам, управление образования, управление Делами, управление социальной работы с населением, департамент муниципальной собственности, управление делами, управление физической культуры и спорта, управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда, департамент архитектуры, строительства и землепользования, управление энергообеспечения, топлива и коммуникаций, управление административно-технического контроля, комитеты по управлению Краснофлотским, Индустриальным и Центральными районами. Основной причиной чему явилось неравномерность осуществления расходов бюджета в течение финансового года, а так же остаток средств на лицевых счетах восьми ГРБС.

3. Неудовлетворительные результаты по направлению «Состояние, ведение учёта и отчётности» получены управлением Делами, управлением дорог и внешнего благоустройства, управлением физической культуры и спорта, управлением социальной работы с населением, департаментом муниципальной собственности с учетом результатов проверок бюджетной отчетности главных администраторов(распорядителей) бюджетных средств контрольно-счетной палатой города Хабаровск.

4. Неудовлетворительные оценки по направлению «Контроль и аудит» получили управление культуры, управление образования, управление дорог и внешнего благоустройства, управление по физической культуре и спорту, управление социальной работы с населением, комитет по управлению Кировским районом.

К оценкам ниже среднего значения по двум вышеуказанным направлениям привели: установление фактов неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств по результатам проведённых в отчётном году проверок и наличие нарушений при составлении годовой бюджетной отчётности за 2017 год и сроков предоставления месячной отчетности.

5. По направлению «Прозрачность бюджетного процесса» все оцениваемыеструктуры, кроме департамента муниципальной собственности,имеют среднюю оценку и выше средней.

Качество управления финансами в целом по муниципальному образованию напрямую зависит от состояния финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города. Деятельность, направленная на улучшение показателей финансового менеджмента, способствует повышению эффективности расходов бюджета города и качеству управления муниципальными финансами, позволяет городу Хабаровску принимать участие во Всероссийских конкурсах, федеральных и краевых программах и претендовать на получение субсидий из вышестоящих бюджетов.

 

Рекомендации распорядителям и получателям средств бюджета городского округа «Город Хабаровск» по итогам проведенного мониторинга качества финансового менеджмента:

 

В целях повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджета городского округа «Город Хабаровск», улучшения значений оценочных показателей при проведении мониторинга по итогам текущего года,  структурным подразделениям администрации города необходимо проанализировать результаты проведенного мониторинга  по итогам 2017 года, принять меры по устранению в ходе планирования и исполнения бюджета недостатков, выявленных Оценкой, а именно:

  • повысить качество планирования неналоговых доходов;
  • продолжить работу по снижению концентрации расходов бюджета по курируемым направлениям в IV квартале текущего года;
  • осуществлять контрольную работу в отношении подведомственных учреждений (предприятий);
  • осуществлять мониторинг финансового менеджмента подведомственных учреждений;
  • не допускать фактов неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств;
  • обеспечить доступ к информации о деятельности администрации города через размещение необходимых материалов на официальном сайте города
  • обеспечить недопущение наличия неиспользованных на конец отчетного года средств (по состоянию на 30 декабря текущего года).

        Приведенные результаты мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС городского округа «Город Хабаровск» за 2017 год свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы главных распорядителей бюджетных средств по улучшению качества управления финансовыми ресурсами, повышению контроля за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений, недопущению фактов неэффективного использования бюджетных средств, повышению качества планирования доходов и расходов средств бюджета города, обеспечению наличия результатов о качестве оказанных муниципальных услуг.

                                         

Приложение №1

Результаты проведенной оценки качества финансового менеджмента и рейтинг главных распорядителей бюджетных средств за 2017 год

                                                   

Направления индикаторов оценки качества финансового менеджмента

Первая группа ГРБС

Вторая группа ГРБС

Управление информационных технологий

Управление культуры

Управление по делам ГО и ЧС

Управление транспорта

Управление по делам молодежи и социальным вопросам

Департамент архитектуры, строительства и землепользования

Управление образования

Управление Делами

Управление дорог и внешнего благоустройства

Управление физической культуры и спорта

Управление жилищно-коммунального хозяйства и          эксплуатации жилого фонда

Департамент муниципальной собственности

Управление социальной работы с населением

Средняя оценка по группе ГРБС

Комитет администрации по управлению Железнодорожным районом

Контрольно-счетная палата

Комитет администрации по управлению Краснофлотским районом

Комитет администрации по управлению Индустриальным районом

Комитет администрации по управлению Центральным районом районом

Финансовый департамент

Комитет администрации по управлению Кировским районом

Хабаровская городская Дума

Управление административно-технического контроля

Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций

Средняя оценка по группе ГРБС

Качество бюджетного планирования

20,00

20,00

19,55

16,55

20,00

16,50

16,00

14,00

15,40

17,35

19,55

16,60

17,00

17,58

21,85

27,50

21,28

20,99

19,55

20,36

21,85

20,63

14,95

17,71

20,67

Качество исполнения бюджета

18,19

18,50

23,00

20,00

11,94

14,00

15,00

15,00

18,50

13,50

10,93

15,00

 

13,75

15,95

23,00

24,58

21,28

21,28

21,28

23,00

23,00

27,50

21,28

16,10

22,23

Использование инструментов повышения эффективности расходов

15,00

15,00

0,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

-

15,00

15,00

12,69

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Состояние, ведение учета и отчетности

15,00

15,00

14,40

15,00

15,00

13,50

15,00

12,00

10,50

13,50

18,00

12,00

10,50

13,80

18,00

22,50

18,00

18,00

18,00

14,40

18,00

22,50

18,00

18,00

18,54

Контроль и аудит

15,00

11,25

18,00

10,50

15,00

15,00

11,25

15,00

11,25

11,25

18,00

15,00

10,50

13,62

18,00

22,50

18,00

18,00

18,00

18,00

12,60

22,50

18,00

18,00

18,36

Прозрачность бюджетного процесса

15,00

15,00

18,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

18,00

9,00

15,00

15,00

18,00

-

18,00

18,00

18,00

18,00

18,00

-

18,00

18,00

 

 

18,00

Итоговая оценка

98,19

94,75

 

92,95

92,05

91,94

89,00

87,25

86,00

85,65

85,60

84,48

82,60

81,75

88,63

98,85

97,08

96,56

96,27

94,83

93,76

93,45

93,13

90,23

87,81

94,20

рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

         

приложение № 2

Сравнительный анализ результатов проведенной оценки качества финансового менеджмента по итогам 2015 и 2016 годов

           

(баллы)

Направления индикаторов оценки качества финансового менеджмента

Среднее значение оценки

Первая группа ГРБС

Вторая группа ГРБС

2016 год

2017 год

отклонение

2016 год

2017 год

отклонение

Качество бюджетного планирования

16,88

17,58

0,70

16,38

20,67

4,29

Качество исполнения бюджета

16,05

15,95

-0,10

23,48

22,23

-1,25

Использование инструментов повышения эффективности расходов

11,77

12,69

0,92

-

-

-

Состояние, ведение учета и отчетности

12,05

13,80

1,63

20,89

18,54

-2,35

Контроль и аудит

10,48

13,62

3,14

21,21

18,36

-2,85

Прозрачность бюджетного процесса

12,22

15,00

2,78

-

 

18,00

18,00

Средняя итоговая оценка

79,44

88,63

9,19

81,97

94,20

12,23

 


 
     

Приложение №3

Рейтинг главных распорядителей бюджетных средств по результатам оценки качества финансового менеджмента по итогам 2017 года в сравнении с 2016 годом

           

группа

Наименование ГРБС

За 2016 год

За 2017 год

рейтинг

баллы

рейтинг

баллы

Первая группа ГРБС

Управление информационных технологий

1

97,00

1

 

98,19

Управление социальной работы с населением

2

88,50

13

 

81,75

Управление культуры

3

86,35

2

94,75

Управление образования

4

83,00

7

87,25

Управление транспорта

5

79,90

4

92,05

Департамент муниципальной собственности

6

78,88

12

 

82,60

Управление Делами

7

78,13

8

86,00

Управление физической культуры и спорта

7

78,13

10

85,60

Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда

8

76,10

11

84,48

Департамент архитектуры, строительства и землепользования

9

73,86

6

89,00

Управление дорог и внешнего благоустройства

10

72,50

9

85,65

Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

11

70,24

3

92,95

Управление по делам молодежи и социальным вопросам

12

70,13

5

91,94

Средняя оценка I группы

 

79,44

 

88,63

Вторая группа ГРБС

Комитет администрации по управлению
Краснофлотским районом

1

87,2

3

96,56

Комитет администрации по управлению Индустриальным районом

2

87,11

4

96,27

Комитет администрации  по управлению Кировским районом

3

85,22

7

93,45

Комитет администрации по управлению
Железнодорожным районом

4

85,14

1

98,85

Управление энергообеспечения, топлива и коммуникаций

5

84,72

10

87,81

Управление административно - технического контроля

6

76,63

9

90,23

Комитет администрации по управлению Центральным районом

7

67,75

5

94,83

Контрольно-счетная палата

-

-

2

97,08

Финансовый департамент

-

-

6

93,76

Хабаровская городская Дума

-

-

8

93,13

Средняя оценка II группы

 

86,37

 

94,20